Практические аспекты возврата из бюджета излишне уплаченных таможенных пошлин

Бюджетные деньги

Проблема возврата декларанту излишне уплаченных им таможенных платежей не является новой для Украины, ее даже можно назвать «классическим» вопросом, который постоянно возникает в отношениях между бизнес-сообществом и таможенными органами. За последние несколько лет по данному вопросу было рассмотрено множество судебных дел, а также выработано несколько, порой кардинально противоположных судебных практик. В 2016 году Верховный суд урегулировал вопрос возврата излишне уплаченных таможенных платежей в случаях отмены решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости товаров.

Многие импортеры сталкивались на практике с ситуацией, когда таможенные органы не соглашались с таможенной стоимостью их товаров и принимали решения о ее корректировке. При этом зачастую таможенные органы использовали такие методы, которые значительно увеличивали реальную таможенную стоимость товаров. В некоторых случаях таможенная стоимость товаров, определенная таможенным органом, могла в несколько раз превышать стоимость этого товара на рынке Украины. Естественно такие действия контролирующих органов приводили к тому, что декларанты были вынуждены оплачивать таможенные пошлины в значительно завышенных размерах.

В тоже время, декларантам, в большинстве случаев, все же удавалось отстоять свои права в судебном порядке и признать решения таможенного органа о корректировке или об определении таможенной стоимости незаконными. В итоге сформировалось несколько направлений судебной практики в данных спорах, по которым административные суды:

  • просто признавали решения таможенных органов незаконными,
  • параллельно также обязывали таможенные органы осуществить действия по возврату декларанту излишне уплаченных средств,
  • предписывали взыскать излишне уплаченные пошлины напрямую из бюджета.

При этом проблема заключалась в фактической невозможности декларанта вернуть из бюджета излишне уплаченные платежи. Выходило, что все указанные постановления административных судов фактически не исполнялись.

Верховный суд Украины осуществил попытку упорядочить судебную практику по данному вопросу и выработать единый механизм защиты прав декларанта в такого рода спорах с таможенными органами. В частности, Верховный Суд Украины отмечает, что излишне уплаченные пошлины должны возвращаться декларанту в порядке и на условиях, установленных в статье 301 Таможенного кодекса Украины, статье 43 Налогового кодекса Украины и статье 45 Бюджетного кодекса Украины, с соблюдением процедуры, установленной Порядком возвращения налогоплательщикам таможенных и других платежей, ошибочно и / или излишне уплаченных в бюджет, утвержденным приказом Государственной таможенной службы Украины от 20 июля 2007 года № 618 (далее – Порядок № 618). Возврат денежных средств в указанном порядке осуществляется на основании заявления налогоплательщика на основании заключения таможенного органа, который осуществлял оформление таможенной декларации, о возврате из Государственного бюджета Украины ошибочно и / или излишне зачисленных в бюджет таможенных и других платежей.

В своем постановлении от 12 апреля 2016 года по делу № 813/7851/13-а Верховный Суд Украины обратил внимание на то, что решение суда, в случае удовлетворения иска, должно гарантировать соблюдение и защиту прав, свобод, интересов истца от нарушений со стороны ответчика, а также должно быть выполнимым, что исключает необходимость следующих обращений в суд. В таком случае требование истца о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей напрямую из бюджета не является правильным способом защиты прав плательщика таможенных платежей. Поэтому в подобных спорах целесообразнее указывать требование истца обязать таможенный орган принять заключение о возврате из бюджета Украины излишне уплаченных таможенных платежей и подать его для исполнения в казначейскую службу, как это предусмотрено Порядком № 618.

Таким образом, в последнее время судебные органы отошли от практики взыскания излишне уплаченных денежных средств в пользу декларанта, считая такой способ защиты необоснованным. Суды ссылаются на исключительные функции таможни по контролю таможенной стоимости и не взыскивают чрезмерно уплаченные платежи, чтобы таким образом, не подменить таможню.

В тоже время, как показывает практика, в большинстве случаев таможенные органы формально подходят к рассмотрению заявлений налогоплательщиков о возврате средств, уплаченных в бюджет на основании отмененных в судебном порядке решений о корректировке таможенной стоимости, и отказывают в подготовке заключения. В качестве оснований наиболее часто встречаются следующие:

  • вопрос возврата/взыскания чрезмерно уплаченных средств не был предметом рассмотрения судебного дела, а также нет четкого решения суда о возврате таких средств;
  • таможенный орган подал кассационную жалобу на судебные решения по делу о признании незаконным и отмене решения о корректировке таможенной стоимости;
  • возврат средств из государственного и местного бюджетов осуществляется на основании исполнительных документов исключительно органами Казначейства.

Такой подход таможенных органов к вопросу возврата излишне уплаченных средств приводит к повторному обращению декларанта в суд и возникновению другой категории споров, связанной с обжалованием бездействия таможенного органа.

При этом также следует отметить, что срок, на протяжении которого декларант имеет право обратится к таможенным органам с заявлением о возврате чрезмерно уплаченных пошлин ограничен и составляет 3 года с момента зачисления средств в государственный бюджет. Таким образом, учитывая сроки рассмотрения судебных дел в Украине, на практике возможны случаи, когда отстояв свои права во всех судебных инстанциях, декларант уже не может воспользоваться процедурой, предусмотренной Порядком № 618, теряя право на возврат излишне уплаченных пошлин.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что процедура возврата чрезмерно уплаченных декларантами средств вследствие принятия таможенными органами незаконных решений о корректировке таможенной стоимости, остается далеко не идеальной. Необходим более точный и четкий механизм защиты прав налогоплательщиков, который бы исключал возможность отказа таможенных органов от подготовки соответствующего заключения о возврате денег, либо же предусматривал прямое взыскание денежных средств из бюджета. Также очевидно, что Порядок № 618 уже устарел и требует внесения в него ряда изменений, направленных на усиление защиты прав налогоплательщиков.

Подводя итог всему выше изложенному, хотелось бы отметить, что декларантам в любом случае необходимо всегда отстаивать свои права, в том числе и в судебном порядке. При этом следует учесть следующие моменты:

  1. Необходимо изначально правильно и как можно точнее сформировать исковые требования, ведь отмена судом решения о корректировке таможенной стоимости еще не является залогом возврата излишне уплаченных денежных средств. Поэтому в иске необходимо также правильно сформировать требования к таможенному органу;
  2. Декларант не должен иметь задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет;
  3. Следует также быть готовым к возможным проверкам фискальных органов по поводу контроля заявленной таможенной стоимости уже после отмены решения таможни судом и на этапе возвращения денежных средств из бюджета;
  4. В случае возврата из бюджета сумм НДС декларант должен обеспечить на личном электронном счете в системе администрирования НДС сумму большую чем та, которая подлежит возврату.