Частные исполнители или охотники за головами?

Частные исполнителиВ этот четверг – 02 июня 2016 года Парламент Украины принял Законы, вносящие изменения в порядок осуществления исполнительного производства, а также регламентирующие деятельность государственных и частных исполнителей. Именно вокруг так называемых частных исполнителей в последнее время и развернулось множество дискуссий. Многие считают, что таким образом просто легализируется деятельность коллекторских организаций, но есть и те, кто считают эти Законы существенным прорывом в развитии страны и еще одним шагом на пути к вступлению в Евросоюз. Так кто же прав? Кто такие частные исполнители, по каким критериям их выбирают, какие у них полномочия и какие еще новации предусмотрены данными Законами?

2 июня 2016 года Верховная Рада Украины приняла 2 закона, регулирующих порядок выполнения судебных решений, а именно Закон «Об исполнительном производстве» (Законопроект № 2507а от 14.08.2015г.) и Закон «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» (Законопроект № 2506а от 14.08.2015г.). Эти Законопроекты еще до их принятия вызвали множество дискуссий. И это не удивительно. Согласно данным законодательным актам вводится, по сути, новое для Украины понятие «частный исполнитель». Что же включает в себя это понятие?

Кто такие частные исполнители, и какая их сфера деятельности?

Исходя из положений указанных Законопроектов, частный исполнитель – это лицо, осуществляющее принудительное выполнение судебных решений и решений других органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве».
Согласно ч. 2 ст. 5 принятого 2 июня Парламентом Закона «Об исполнительном производстве», частный исполнитель осуществляет принудительное исполнение тех же решений, что и государственный исполнитель, за исключением:

Схемка с решениями

То есть, в сферу деятельности частных исполнителей попадают все дела имущественного характера, такие как споры банковских учреждений с должниками, имущественные споры физических лиц, хозяйственные споры, то есть фактически все те – которые являются на сегодняшний день сферой деятельности так называемых «коллекторских организаций» и «организаций по выбиванию долгов». В таких спорах, к сожалению, в Украине и так возникает множество негативных явлений, таких как рейдерские захваты предприятий, незаконное отчуждение банками имущества должников, вымогательство и пр. И, как правило, в таких ситуациях рабочего законного механизма защиты у пострадавшей стороны нет, в связи с чем побеждает, как правило, тот кто сильнее.
Учитывая изложенное, возникает вопрос: не приведет ли подобная Парламентская инициатива к фактической легализации деятельности так называемых «коллекторских организаций» и «организаций по выбиванию долгов»? В этом плане есть очень много рисков. По крайней мере, гарантировать обратное на сегодняшний день не может никто.

Еще одним негативным фактором в этом плане может стать то, что частные исполнители помимо решений государственных судов, имеют право заниматься принудительным исполнением решений третейских судов, которые к сожалению в нашей стране очень часто бывают за ангажированными. По некоторым не подтвержденным официально данным, в Украине на сегодняшний день есть целые группы, владеющие не только коммерческими предприятиями и СМИ, но и имеющими влияние на третейские суды и даже некоторых судей в государственных судах. Естественно можно предположить, что, если такая группа существует, то она явно захочет иметь в своем составе еще и частных исполнителей, как такую себе частную армию по достижению коммерческих интересов и выбиванию долгов. И учитывая все реалии нашей страны, на сегодняшний день никто не сможет дать гарантию, что так не произойдет и что частные исполнители не станут оружием в чьих-то частных руках.

Кто может стать частным исполнителем, и какой порядок выдачи удостоверения частного исполнителя?

Согласно статье 18 Закона «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», частным исполнителем может быть:

кандидат в частные исполнители

При этом, уточняется, что частным исполнителем не может быть недееспособное лицо, либо лицо с ограниченной гражданской дееспособностью, лицо имеющее не снятые и не погашенные судимости, а также лица, уволенные с государственных органов за проступки, либо же лица, совершившие коррупционные преступления, но лишь в первые 3 года со дня увольнения либо совершения коррупционного преступления.
Согласно ст. 17 Закона государственное регулирование деятельности частного исполнителя осуществляет Министерство юстиции Украины. Данное министерство обеспечивает подготовку частных исполнителей и повышение их квалификации, выдает удостоверение частного исполнителя, формирует Единый реестр частных исполнителей Украины и осуществляет контроль над деятельностью частных исполнителей. Т.к. нормативных документов Министерства юстиции Украины в данной сфере пока нет, нельзя еще оценить порядок подготовки частных исполнителей, критерии и порядок выдачи им удостоверений, а также эффективность проверок министерством их деятельности.

В свою очередь можно назвать явно позитивной норму ст. 24 Закона, предусматривающую обязательное страхование гражданско-правовую ответственность частных исполнителей перед третьими лицами. Минимальный размер страховой сумы по такому договору должен составлять 10% общей сумы взысканий по исполнительным документам, находящимся в работе у такого частного исполнителя. Но, к сожалению, прямой ответственности за нарушение этой статьи пока не установлено. Кроме того минимальный размер страховой суммы можно было бы увеличить хотя бы до 25 %.

Дисциплинарная ответственность частных исполнителей и обжалование их решений.

Закон «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» устанавливает процедуру привлечения частных исполнителей к дисциплинарной ответственности, которое осуществляется квалификационной комиссией. В целом эта процедура во многом идентична процедуре привлечения к дисциплинарной ответственности адвокатов. Как же в данном случае на практике будет работать этот механизм — покажет лишь время. Но проводя параллель с подобной процедурой в сфере адвокатской деятельности, приходиться констатировать, что такая процедура зачастую является не эффективной.
Следует также отметить, что раздел Х Закона «Об исполнительном производстве» устанавливает процедуру обжалование решений, действий или бездействия исполнителей и должностных лиц органов государственной исполнительной службы. В целом данная процедура существенно не отличается от процедуры обжалования решений, действий или бездействия государственных исполнителей, установленной предыдущей версией Закона «Об исполнительном производстве». Так жалоба может быть подана в суд либо непосредственному руководству исполнителя. При этом жалобы на решения, действия или бездействие исполнителя подаются либо в тот суд, который выдал исполнительный документ, либо в соответствующий административный суд, если речь идет о решениях исполнителя о взыскании основного вознаграждения исполнителя, затрат на исполнительное производство и пр.

Стоимость услуг частных исполнителей.

Стоимость услуг частных исполнителей устанавливается в статье 31 Закона «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов». Согласно нормам указанной статьи, вознаграждение частного исполнителя состоит из двух частей: основной и дополнительной. Основная часть вознаграждения устанавливается в виде:
1) фиксированной суммы – при исполнении решений неимущественного характера;
2) процента от суммы взыскания, либо от стоимости имущества, подлежащего взысканию.
Точные размеры основной части вознаграждений частных исполнителей по Закону устанавливаются Кабинетом министров Украины, но на сегодняшний день соответствующего постановления КМУ еще нет.
Согласно ч. 8 ст. 31 Закона установлено, что соглашением между частным исполнителем и кредитором может быть предусмотрено и выплату дополнительного вознаграждения, размер которого определяется по соглашению сторон.
Учитывая положения ч. 8 ст. 31 Закона напрашивается вывод, что стоимость услуг частного исполнителя будет фактически договорной, и будет зависеть от обстоятельств дела.

Позитивный опыт европейских стран.

Сторонники законодательной инициативы относительно введения частных исполнителей обычно посылаются на позитивный опыт в этом направлении многих европейских стран. И они правы. Действительно во многих европейских странах уже по многу лет успешно осуществляют свою деятельность частные исполнители. К таким странам относятся: Франция, Нидерланды, Люксембург, Словения, Италия, Польша, Румыния, Словакия, Эстония, Литва и Латвия. При этом система исполнения решений Франции считается одной из самых успешных в мире. Но связано ли это лишь с наличием частных исполнителей? Конечно же, нет. Одну из главных ролей в данном случае играет качество работы судебной системы, а также уровень коррупции в стране. В Украине же на сегодняшний день уровень доверия к судебной власти крайне низок, и не безосновательно. Судебная практика в Украине очень неоднозначна, даже решения судов кассационных инстанций во многих случаях противоречат друг другу. На государственном уровне идет речь о высоком уровне коррупции в судебной системе. Естественно при таком положении дел эффективность любой системы исполнения решений будет крайне низкой. В первую очередь даже потому, что при таком состоянии судебной системы процедура обжалования решений, действий и бездействия исполнителей будет в большинстве случаев не эффективной. Так может следует для начала провести реформу судебной системы, удостовериться в надлежащей ее работе, а затем проводит реформу исполнительной службы? Это, по крайней мере, было бы логичным и более эффективным. А подобная спешка с принятием таких важных Законов, скорее всего, выльется в негативные последствия. Если частные исполнители станут орудием в руках определенных групп и олигархов, то исправить последствия такой их деятельность будет очень сложно.

Другие новации в сфере исполнительного производства.

Законом «Об исполнительном производстве» предусматривается также Автоматизированная система ведения исполнительного производства и Единый реестр должников.
В Автоматизированной системе ведения исполнительного производства предусмотрено фиксирование всех решений как государственных, так и частных исполнителей. Доступ к данной системе будет свободный и бесплатный. Порядок функционирования этой системы будет определен Министерством юстиции Украины.
Также, Автоматизированной системой исполнительного производства обеспечивается формирование Единого реестра должников.

Согласно ст. 9 Закона «об исполнительном производстве», Единый реестр должников — это систематизированная база данных о должниках, являющаяся составной частью автоматизированной системы исполнительного производства и ведется с целью обнародования в режиме реального времени информации о невыполненных имущественных обязательствах должников и предотвращения незаконного отчуждения должниками имущества. Сведения о должниках, включенные в Единый реестр должников, являются открытыми и размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Украины.
В соответствии с Законом нотариусы обязаны проверять всех лиц, которые к ним обращаются с целью отчуждения (продажи, дарения и пр.) имущества, проверять по Единому реестру должников. Если выясниться, что обратившееся лицо внесено в реестр – нотариус обязан отказать в оформлении сделки и в тот же день сообщить исполнителю о том, в отношении какого имущества должник хотел заключить сделку.

Согласно ст. 6 Закона «Об исполнительном производстве», Единый реестр должников будет содержать следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения должника — физического лица или наименование, идентификационный код должника — юридического лица;
2) наименование органа или фамилию, имя, отчество и должность должностного лица, выдавшего исполнительный документ;
3) наименование органа государственной исполнительной службы или фамилия, имя, отчество частного исполнителя, номер средства связи и адрес электронной почты исполнителя;
4) номер исполнительного производства;
5) категория взыскания (алименты, штраф и т.п.).
Сведения о должнике исключаются из Единого реестра должников одновременно с вынесением постановления об окончании исполнительного производства, возвращением исполнительного документа взыскателю или в суд.

Наличие такого реестра в открытом доступе на практике может повлечь ряд негативных последствий для внесенных в них должников. Например: удар по репутации юридического лица – должника, либо удар по чести и достоинству физического лица – должника. По этому, правильнее все-таки было бы ограничить доступ к данному реестру. Например, сделав его открытым только для определенной категории государственных органов, частных исполнителей и нотариусов. Причем нотариусам можно было бы предоставить полномочия делать выдержки из этого реестра в определенных случаях и за установленную плату.

Вступление в силу изменений.

Оба рассмотренных в этой статье законопроекта еще не вступили в законную силу и в данный момент находятся на подписании у Главы Верховной Рады Украины. Согласно переходным положениям Закона «Об исполнительном производстве», он вступает в силу одновременно с вступлением в силу Закона «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», кроме положений, касающихся деятельности частных исполнителей, которые вводятся в действие через три месяца со дня вступления в силу этого Закона.
Согласно же переходным положениям Закона «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», данный Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования, кроме пункта 7 раздела IV этого Закона, который вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования Закона и устанавливает перечень обязанностей Министерства юстиции Украины по формированию соответствующей нормативной базы.

Проанализировав переходные положения обоих Законов, я нашла некоторое несоответствие. В частности, правильнее было бы указать, что Закон «Об исполнительном производстве» вступает в силу не со дня вступления в силу Закона «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», а со дня, следующего за датой опубликования такого Закона. За исключением положений о частных исполнителях, которые по логике должны вступать в силу одновременно с Законом «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», т.е. через 3 месяца со дня его опубликования.
Имеющиеся неточности с порядком вступления Законов в силу уже могут повлечь существенные путаницы и ошибки в процессе их применения.

 

Подводя итог всему выше изложенному, могу констатировать, что рассмотренные Законопроекты во многом требуют доработок. Кроме того, возникает множество сомнений в необходимости и целесообразности их принятия в нынешней ситуации. Правильнее все же было бы провести успешную судебную реформу и лишь после этого проводить реформы в сфере исполнительного производства, тем более, настолько кардинальные.